Сайт города Аша и Ашинского района


 
 


История Николаевского завода

И кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба села, если бы 110 лет назад владельцы дымившего здесь Николаевского доменного завода не приняли решения о его закрытии. Впрочем, судьбу местного металлургического производства несложно было предсказать ещё в 1890 году, когда территорию Симского горного округа рассекла железнодорожная магистраль сообщением Уфа-Златоуст. Оказавшись на обочине цивилизации, в двадцати пяти верстах от ближайшей станции Кропачёво, Николаевский завод уже одним только этим был обречён на ликвидацию, хотя к тому располагали и другие причины. Но обо всем по порядку.
Пролог. В 1823 году умерла Ирина Ивановна Бекетова (урождённая Мясникова), оставив заводы Симского горного округа в наследство своему младшему сыну, капитану лейб-гвардии Семёновского полка, Ивану Петровичу Бекетову. Однако молодой вельможа не пожелал заниматься хозяйственной горнозаводской деятельностью и в 1827 году продал Симский и Миньярский металлургические заводы за два миллиона рублей ассигнациями своему зятю, генераладъютанту его императорского величества Александру ДмитриевичуБалашову. В 1837 году, после смерти А.Д. Балашова, заводы, рудники и деревни с крепостными крестьянами Симского горного округа, согласно завещанию и раздельному акту, перешли в собственность к трём его сыновьям: Петру, Александру и Ивану. В этом же году Иван завещал свою часть наследства брату Александру, а Пётр, взяв на себя долг покойного отца государственному Банку, обязался в течение 13 лет отчислять брату Александру, служащему департамента иностранных дел, определённые проценты от реализации железа на Нижегородской ярмарке. Словом, полновластным хозяином округа с 1837 года стал старший из братьев — Пётр Александрович Балашов (1810 года рождения). Однако правление его было недолгим, как и сама жизнь. В 1845 году, будучи за границей (в Риме), Пётр Александрович внезапно скончался. Всё огромное хозяйство округа перешло теперь в собственность к двум его малолетним сыновьям: Николаю (1840 года рождения) и Ивану (1842 г.р.), которые и владели им совместно вплоть до 1913 года, т.е. до перехода заводов в Симское акционерное общество. Заводу быть. С 1860 года горнозаводскую промышленность Южного Урала охватил глубокий кризис, повлёкший за собой значительное сокращение производства чугуна и железа. В то же время хозяйственные дела заводчиков Балашовых шли довольно неплохо. Стабильно и прибыльно работали на хозяев Симские заводы, доменный и передельный, и Миньярский железоделательный. Более того, уже в начале пореформенного периода молодые заводовладельцы Николай Петрович и Иван Петрович Балашовы в погоне за высокой прибылью решили значительно увеличить производство металла за счёт расширения мощностей Миньярского завода и строительства нового металлургического завода в селе Илек. Так, в 1866 году в письме Уфимскому губернскому присутствию по крестьянским делам братья-заводчики отмечали: «...с 1861 года мы неотступно заботимся об увеличении производства, с каковою целью распространяем действие Миньярского завода и отстраиваем новый завод в селе Илек». Место для строительства нового металлургического завода выбрано ими не случайно. Во-первых, Илек являлся селом перспективным. Его рост был заложен ещё полковницей Ириной Ивановной Бекетовой, построившей в 1817-20 гг. в Илеке каменную церковь и давшей селу таким образом мощный импульс для социального развития. Уже в начале XIX века она мечтала построить здесь металлургический завод. Теперь мечты её сбылись. В Илеке (по данным ревизии 1857 г.) проживало 1344 души обоего пола, что вполне могло обеспечить будущий завод деш ёвой рабочей силой. Во-вторых, вокруг Илека простирались огромные массивы спелого леса, годного для выжига древесного угля. Втретьих, будущему заводу определена уже и рудная база — новое месторождение в районе Миньяра, хотя не исключался и завоз более качественного сырья с Бакальских рудников. Путь от них до Илека был даже несколько короче, чем до Симского завода. И наконец, в-четвёртых, по заключению специалистов, две горные речки Илек и Сиделька вполне могли обеспечить завод водой и механической энергией. Словом, в условиях общего сокращения в 60-70-ые годы ХIХ-го века производства металла на Урале, строительство завода в Илеке сулило Балашовым огромные выгоды. Строился завод в основном руками местных жителей. В 1863-64 гг. под руководством плотинного мастера илекские крестьяне лопатами выкопали большой пруд и возвели плотину длиной в 300 саженей, перекрыв речки Илек и Сиделька в месте их слияния. Зеркало пруда составило 13 десятин. В 1864-65 гг. была построена доменная печь, установлены при «каузе» водобойные колёса, призванные обеспечить завод механической энергией, построены угольный и рудный сараи. Наконец, в 1866 году строительство завершили, и новый металлургический завод, получивший название Николаевского (в честь старшего из братьев - Николая Петровича Балашова), вступил в строй. Домна в действии. В состав завода входила одна домна высотой в 17 аршин (чуть более 12 метров) и кузнечно-литейный цех, в котором отливали из чугуна котлы, посуду, умывальники и прочие изделия домашнего обихода, а также ковали подковы, гвозди, шинные полозья, обручи для кадок и т.д. При заводе функционировал один молот. Илекская доменная печь по высоте равнялась симским домнам, однако была более совершенной шотландской системы. Доставка руды на завод осуществлялась по санному пути на парах и тройках лошадей. Возили её уже готовую, обожжённую как с Бакальских рудников, так и из Рудного дола (близ Миньяра) в больших коробах (обшивнях) по 50-60, а то и по 80-90 пудов в каждом. Кстати сказать, руду обнаружили недалеко от завода, на хребте Кара-Тау, что верстах в десяти от села. Но поскольку она содержала очень мало железа (примерно 15-20 %), то не нашла своего промышленного применения. В качестве флюса при выплавке чугуна использовался известняк, обжигаемый на месте добычи в урочище Малогиб, верстах в двух от села. Завод работал исключительно на древесном угле. Его выжигали в трёх специальных печах, расположенных вблизи на Банной горе. Кроме этого, уголь выжигали и в дальних лесных урочищах (в куренях), но уже в кучах «кабанным» или «старым уральским» способами. На самом заводе трудилось около 60 рабочих (мастеровых), а на вспомогательных работах — до 600 человек, т.е. практически всё взрослое мужское население Илека. На подвозке руды и угля и на вывозке чугунных слитков в Сим и Миньяр было занято немало владельцев гужевого транспорта Ерала, Муратовки и Малояза. В этой связи старожил Илека Аверьян Павлович Чистяков (1888-1976 гг.) вспоминал такой трагический случай. Один еральский мужик приехал на тройке за чугуном в Илек. Заглянул к куме, изрядно выпил за встречу, а потом, загрузив на заводе телегу тяжёлыми слитками, ухарски запылил по плотине. В районе мельницы «зелёный змий» изобразил ему сразу три моста. Мужичок решил, что настоящий - справа, и резко потянул на себя правую вожжу... Глубина пруда возле плотины была в то время около 4-х метров. Спастись пьяному еральцу, к сожалению, не удалось. Утонули и лошади. Кадры заводских рабочих в основном составляли выходцы из Симского завода. Управителем Николаевского чугуноплавильного завода все 35 лет его существования состоял талантливый горный инженер Т.М. Вавилов. Он же вёл строительство Аша-Балашовского металлургического завода на первоначальном его этапе. Жил Т.М. Вавилов с семьёй в большом одноэтажном деревянном доме рядом с заводом. Здесь же, на горе, находилась контора завода, счетоводом (бухгалтером) которой долгое время работал Дмитрий Александрович Озимин, родной дядя будущего Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Михаила Ивановича Озимина. Основная продукция Николаевского доменного завода — чугунные двухпудовые слитки («штыки» или «чушки», как их ещё называли в народе), на каждом из которых сверху ставилось клеймо «Балашов ». Гужевым транспортом слитки доставлялись на Симский и Миньярский заводы. Здесь две трети илекского чугуна перерабатывалось на сортовое и кровельное железо. Остальной чугун пускался в продажу. Поскольку спрос на качественный металл был весьма высок, половина товарного чугуна распродавалась прямо с заводских дворов. Другая половина «штыков» продавалась на рынках центральных губерний России. В 1894-96 гг. производство одного пуда чугуна в Симском горном округе обходилось заводчикам в 34 копейки, а продавался он внутри округа по 67 копеек. Прибыль составляла почти 50%. Кризис добил... Как известно, 8 сентября 1890 года сдана в эксплуатацию однопутная железная дорога УфаЗлатоуст, связавшая горнозаводской Урал с центром России. Дорога эта имела огромное значение для социально-экономического и культурного развития края. А 12 июля 1893 года Уральское горное управление издало распоряжение о постройке железнодорожной ветки от станции Бердяуш Самаро-Златоустовской железной дороги до Бакальских рудников. В 1897 году эта ветка была построена. Сие благоприятное обстоятельство теперь способствовало регулярной и более дешёвой доставке железной руды на заводы Симского горного округа. Руда, предназначенная для Николаевского завода, доставлялась в 1898- 1901 годах по железной дороге до станции Кропачёво, сгружалась здесь у въезда в посёлок, а уже отсюда на лошадях транспортировалась в Илек. В конце ХIХ-го века управляющий Симским горным округом Алексей Иванович Умов развернул широкую реконструкцию действующих предприятий. Этому способствовал и промышленный подъём 90-х годов в регионе. Так, в 1895 году были перестроены обе домны Симского завода, что позволило увеличить их мощность на 25%. Совершенствовался и Николаевский завод. В 1897 году был увеличен объём доменной печи. К ней пристроили колошниковый подъёмник при двух уравновешивающих клетях, приводимых в движение конным воротом. От угольных и рудных сараев к подъёмнику домны проложили узкоколейные рельсовые пути. Всё это способствовало тому, что в 1899 году завод достиг наивысшей производительности: его домна выплавила 524 979 пудов качественного чугуна. Для сравнения скажем, что в тот же год две домны Симского завода выплавили 909 170 пудов. Однако законы капитализма неумолимы: за подъёмами следуют спады, экономические кризисы. Очередной такой кризис разразился в России в 1900-1903 гг., что повлёкло за собой резкое сокращение производства металла и на Урале. Так, уже к 1902 году из 18 доменных печей Уфимской губернии потухли 12. Жестокий кризис не обошёл стороной и Симский горный округ. В августе 1901 года его хозяева закрыли Николаевский доменный завод, ставший для них малоприбыльным вследствие своей технической отсталости и удал ённости от железной дороги. К тому же за 35 лет почти полностью вырубили лесные массивы вокруг Илека, служившие сырьём для получения древесного угля. Более полусотни семей заводских рабочих, оставшихся без средств к существованию, вынуждены были в 1901-1902 гг. покинуть Илек. Большинство из них уехали в Ашу, пополнив ряды ашинских доменщиков, некоторые — в Сим и Миньяр. Закрытие завода, вызвав вторую (после реформы 1861 г.) волну миграции населения Илека, нанесло удар и по вспомогательным рабочим — жителям села, ещё более приблизив их социальное положение к крестьянскому сословию. Эпилог. Балашовы же, закрыв нерентабельный для них завод в Илеке, фактически ничего не потеряли. К этому времени на них уже работал ещё один металлургический завод, построенный в 1896- 1900 годах на маленькой железнодорожной станции Аша. Аша-Балашовский завод обустроили по последнему слову техники. Его производительность выдерживала жёсткие условия капиталистической конкуренции. После закрытия Николаевского завода значительная часть его оборудования демонтировали и перевезли на Аша-Балашовский завод, где в это время строилась вторая доменная печь. Перевозили грузы, естественно, на лошадях до станции Кропачёво, а оттуда по железной дороге до Аши. По свидетельству старожилов, наиболее тяжёлые и габаритные узлы доменного и энергетического оборудования бросили в лесу в районе урочища Черемисская поляна. Их просто не смогли довезти до станции из-за плохой дороги. В демографическом плане годы существования Николаевского завода (1866-1901) для села Илек стали самыми результативными. На начало 1901 года население Илека составляло около трёх тысяч человек (на 360 дворов-хозяйств) — это пик населённости. После закрытия завода население Илека постепенно уменьшалось всё ХХ-е столетие. Так, ровно через сто лет (на 01.01.2001 г.) оно составило всего лишь 227 человек (на 93 домохозяйства), а на 1 августа текущего года совсем мизерную цифру — 67 человек (на 38 домовладений).
Николай ПУДОВКИН
Комментарии
shgf_13@mail.ru
16.08.2013
Нет ли у Вас фотографии церкви Сретения Господня?

Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)