Сайт города Аша и Ашинского района

Миньярский метизно-металлургический завод



Завод метизно-металлургический. Миньярский, предприятие черной металлургии, ЗАО (1998).

Основано симбирскими купцами Твердышевыми и И. С. Мясниковым. Строительство плотины и водонапорного ларя началось в 1771 году на месте слияния горной реки Сим и реки Миньяр, обеспечивавших предприятие дешевой энергией и открывавших водный путь к Казани, Н. Новгороду, Астрахани. Позднее были возведены каменные корпуса 4 железоделательных цехов с водо-действующими молотами.

В 1784 году выдано первое кричное железо. В 1783 году завод перешел в наследство дочери И. С. Мясникова - И. И. Бекетовой, а в 1808 году отдан в приданое А. Д. Балашову - мужу её дочери; в 1837 году владельцами завода стали сыновья Балашова Иван и Петр.

В 1883 производство претерпело реконструкцию: были пущены пудлинговые печи, установлен 1-й горячепрокатный стан, приводимый в движение водяной турбиной.

Открытие в 1890 году Самаро-Златоустовской железнойдороги стимулировало развитие предприятия: была освоена переработка слитков, поступавших с Аша-Балашовского завода, основанный в 1898 году. Общее производство железа в 1892 году составило 316 037 пуд котельного и корабельного, 41 820 — листового и кровельного; было произведено 1473 пуд железных и медных изделий. Кровельное железо, производимое на Миньярском заводе, было отмечено серебряной медалью на международной Лейпцигской ярмарке. В 1900-е годы на Миньярском заводе действовало 8 прокатных станов, 9 паровых молотов, 13 сварочных и калильных печей; количество цеховых рабочих достигло 850 человек.

В период экономического кризиса 1900-1903 году снизились объемы металлургического производства Урала; содержать Миньярский завод в частных руках стало невыгодно. В 1913 году его владельцем стало АО заводов Симского горного округа.

В декабре 1917 года Миньярский завод был национализирован. К 1924 году имеющееся оборудование использовалось на 78 %, а уже весной 1925 года объемы производства превзошли уровень 1913 года. Под руководством первого «красного директора» Я. Г. Заикина была произведена реконструкция цеха горячей прокатки; в 1927 году пущен в эксплуатацию цех холодной прокатки стальной ленты, в 1930 году — цех крепежа. В этот период на заводе развернулось движение ударных бригад. Энтузиазм коллектива позволил предприятию досрочно выполнить планы 1-й и 2-й пятилеток.

В годы Великой Отечественной войны в короткий срок было пущено прибывшее на завод эвакуированное оборудование (большой вклад внесли начальники цехов С. Байздренко, З. С.Левин, В. Ф. Пысин, М. П. Рогов, В. И. Туманов, Южанинов), предприятие освоило выпуск продукции для фронта: крепежа, башмачных болтов для танков, деталей для «катюш», пульной ленты, шарикоподшипниковой проволоки и корпусов фанат. Труд коллектива был отмечен благодарностью ГКО.

В первые после военные годы построены здания производственных цехов, введены новые поточные линии, проведена техническая реконструкция. К концу послевоенной пятилетки производство продукции возросло более чем в 2 раза (при этом выпуск шарикоподшипниковой проволоки увеличился в 6 раз), снизилась её себестоимость.

Реконструкция предприятия, проведенная в 1950-е годы, позволила расширить сортамент металлопродукции, удешевить производство. Большой вклад в развитие предприятия внес его директор (1957-1973) Ю. В.Лукин. Под его руководством была проведена коренная реконструкция предприятия: в цехе горячего проката паровые машины и водяные турбины заменены электродвигателями с компактными редукторами, установлены подъёмные столы у обжимных клетей, на основных участках производства внедрено автоматическое управление; увеличены размеры печей волочильно-болтового цеха, осуществлен переход на автоматическое управление их тепловым режимом, что позволило повысить объем загружаемого металла, сократить его потери и улучшить качество; в цехе холодного проката смонтировано 6 прокатных станов, 10 дисковых ножниц и др. оборудование, что дало возможность освоить производство стальной холоднокатаной ленты Х28 (МММЗ — единственная производитель этого вида продукции в стране); в 1962 веден в эксплуатацию цех, где впервые в СССР был освоен выпуск стальной плющеной ленты для производства поршневых колец. Во 2-й половине 1966 года завод стал рентабельным предприятием.

В 90-е годы прошлого века действовало 15 цехов, крупнейшие из которых — холодной прокатки, прокатно-термический, сталепроволочный. Завод изготавливал стальные ленты 9 типов, проволоку общего и специального назначения, плетеную сетку, болты, заклепки, гайки, шайбы, гвозди, пружины, ножовочные полотна и др. продукцию. Основными потребителями были Ав-тоВАЗ, КамАЗ, Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций, предприятие «Авто-дизель», Уфимское моторно-производственное объединение и др., часть продукции экспортировалась в Казахстан, Узбекистан, Украину, Латвию, Иран.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.07.1984 3авод метизно-металлургический награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В последнее 10-летие прошлого века, особенно в 1997- 2000 году, на заводе стабильно снижались объёмы производства (1997 - 53,7 млн руб., 1999 - 46,5 млн руб., 2003 - 22,8 млн руб.), сокращалось численность работающих (1997 - 1765 чел., 1999 - 1500 чел., 2003 - 1170 чел.). Утрачено производство ряда сортамента продукции: болты, заклепки, гайки, пружины и др. Определением арбитражного суда Челябинской обл. от 13.11.2000 завод признан банкротом. С 2005 года начался процесс распродажи предприятия.

Вы можете дополнить или исправить текст - правка история0